Директор Михайлова Елена Валерьевна Написать письмо
Опрос
Удовлетворяет ли Вас спектр дополнительных образовательных услуг в школе?
Опрос
Довольны ли Вы качеством образовательных услуг в школе?
Главная»О нас»История школы

История школы

 

История поселка Дорохово

Прародительницей поселка Дорохово можно считать деревню Шелковка, которая сейчас входит в черту поселка. Когда была основана эта деревня, сейчас сказать трудно. Известно, что здесь, на Старой Смоленской дороге, издавна размещался ямщицкий пост. Издавна известны и расположенные поблизости деревни Алексино, Макеиха, Березкино, Грибцово, Лыщиково, Хомяки, Капань и другие населенные пункты. Широкую известность, особенно Шелковка, приобрели в период отечественной войны 1812 года.

Населения поселка Дорохово

В первые годы его основания насчитывалось не  более 100 жителей. С 1890 года, когда начал строится стекольный завод и зарождалась местная промышленность, стало расти население за счет разорения крестьянских хозяйств и притока людей из других краев и областей России.

            Перед Октябрьской революцией в Дорохове проживало около двух с половиной тысяч человек. А пика по числу жителей поселок достиг в 1937 году –7 тысяч человек. В летнее время население поселка значительно увеличивается за счет дачников и членов садоводческих товариществ, в большом количестве расположенных в окрестностях Дорохова.

Поселок Дорохово постоянно расширяет границы, включив с свой состав ближайшие деревни. Сейчас здесь около 50 улиц и переулков, 1356 домовладений, из которых 1254 – частные дома.

        В связи со строительством железной дороги на запад России возле деревни Шелковка в 1869 году было построено несколько домиков обслуживающего персонала. Этот год и принято считать годом основания поселка Дорохово. Регулярное движение на Смоленско-Брестской дороге было открыто в 1870 году. С тех пор существует на западе Московской области этот крупный транспортный узел.

       Поселок начал расти по направлению к деревням Шелковка и Кузовлево вдоль расположенных в 1874-1876 годах шоссейных дорог на Верею и Рузу. По этим трактам начала доставляться корреспонденция  с Шелковской почтовой стан-ции, построенной вблизи железнодорожного вокзала. Третья – Заводская слобода поселка – начала формироваться с 1897 года после перевода сюда стекольного завода из Подольского уезда. Она протянулась вдоль современной Стеклозаводской улицы по направлению к Кузовлеву. Все три слободы располагались в густом лесу, росшем здесь в те времена.   

      В 1912 году, когда отмечалась столетняя годовщина Бородинского сражения, было решено ходатайствовать о присвоении поселку имени героя Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенанта И.С.Дорохова. Возглавляемый им армейский партизанский отряд действовал неподалеку, в районе города Верея. В 1914 году указом Министерства путей сообщения Российской империи станция Шелковка стала именоваться железнодорожной станцией Дорохово, такое же  название получил и поселок. В 1938 году Дорохово приобрело статус рабочего поселка.                                                   

      В период временной оккупации немецко-фашисткими захватчиками поселку Дорохово был нанесен огромный ущерб. Они разрушили все предприятия, уничтожили все культурно-бытовые учреждения, школу, сожгли около 600 жилых домов.

С огромным энтузиазмом дороховчане приступили к восстановлению своего поселка. Напряженно трудились железнодорожники станции Дорохово. С помощью воинов-железнодорожников они в кратчайшие сроки восстановили путевое хозяйство и безостановочно пропускали на запад воинские эшелоны. Разгромленный стекольный завод, отстраивали заново, и в конце 1943 года он выдал первую продукцию, предназначенную для фронта.

В послевоенные годы Дорохово стало крупным промышленным и транспортным узлом на западе Подмосковья. Здесь действовала база «Заготзерно», куда доставляли зерно все близлежащие колхозы и совхозы. База «Заготсено» снабжала централизованно кормами сельскохозяйственные предприятия дороховского куста. Дороховская мебельная фабрика образованная в 1936 года сначала называлась артель «Рузская».  Широкую известность в послевоенные годы приобрел Опытно-механический завод. Вначале это была Центральная ремонтно-механическая мастерская Главмособлстроя. Развитие получила железнодорожная станция Дорохово. В 1958 году на линии Москва-Бородино стали курсировать поезда. В 60-годах 20 века в Дорохове возникло производственное предприятие «Устой», которое строит, реконструирует, ремонтирует автодорожные мосты и путепроводы.

Предвоенные годы

В 1924 году началось строительство нового стекольного завода на базе Сергиевского. Стеклозаводцы проявили в те годы исключительный трудовой героизм. В нерабочее время, по субботам и воскресеньям, вырыли в ручную большой котлован, который был необходим для возведения новой стекловаренной печи. Они отработали по много дней безвозмездно на возведении новых производственных зданий.

     В 1926  году завершилось строительство основного производственного корпуса, в котором установили шесть стеклоформующих машин американского производства. Ручной труд был механизирован. Дороховский стекольный завод, на ряду с Константиновским в Донбассе, стал первым в нашей стране, где стеклотару стали изготавливать не в ручную, а с помощью машин.

Довоенные пятилетки

За годы довоенных пятилеток производственные мощности завода удвоились. В 1938 году была построена вторая стекловаренная печь. Значительно расширился ассортимент выпускаемой продукции. К 1940 году были возведены мощный цех по приготовлению шихты – исходного материала для стекловарения, гончарный, механический и чугунолитейный цехи, реконструирована электростанция, освоены отечественные стеклодувные приборы, полностью освободившие рабочих от ручного труда.

Бывшую узкоколейку перестроили в заводскую железнодорожную ветку широкой колеи, по которой к заводу подвозили сырье и топливо и вывозили готовую продукцию. Автопарк предприятия увеличился до 20 машин. Для нужд производства также использовался местный песчаный карьер. Добыча песка превышала 10 тысяч тонн в год. Он шел на составление шихты для выработки бутылок. Для приготовления флаконов употребляли  привозной песок из Люберецкого карьера. В качестве топлива применялся торф.

В 1940 году объем производства составлял свыше пяти миллионов рублей. Лишь за один предвоенный год было выработано почти 38 миллионов штук стеклоизделий. Они находили широкое применение в пищевой, парфюмерной и медицинской промышленности.

Послевоенные годы

       Восстановление и реконструкция завода велись ускоренными темпами, особенно после возвращения из эвакуации основного состава рабочих. С каждым годом расширялось производство, возрастал объем выпускаемой продукции. Так, в 1948 году было выпущено пять с половиной миллионов бутылок, в 1949 – шесть с половиной миллионов, а в 1950 году – уже семь миллионов. В том же году было изготовлено большое количество ширпотреба: сотни тысяч банок, графинов, чернильниц, стаканов, ламповых стекол.

     В 1951 году стекольный завод выработал уже пятнадцать миллионов бутылок, в следующем около шестнадцати миллионов.

     В 1952 году вступила в строй большая стекловаренная печь. Вскоре заводу было предложено провести подготовку оборудования для перехода на массовое производство флаконов, необходимых для дальнейшего развития парфюмерной промышленности. В том же году Дороховский стекольный завод был переведен в «Главпарфюмер» Министерства пищевой промышленности СССР. И уже в следующем году было выпущено около девяти миллионов флаконов, свыше семи миллионов пивных бутылок, а так же сотни тысяч коньячных бутылок, рецептурных аптекарских склянок, другой продукции. Парфюмерная промышленность настоятельно требовала расширения ассортимента флаконов и увеличения их выпуска.

        В 1945 году завод выпустил 32 миллиона флаконов различной конфигураций. Было выработано также около двух миллионов пивных бутылок. Постоянно росло число автоматических машинолиний по выработки флаконов – в 1955 году их было уже семь. За первые после военные годы завод преобразился, стал мощным предприятием отрасли, оснащенным передовой техникой, располагавший кадрами высококвалифицированных специалистов и рабочих.

     Уже в 1956 году выпуск флаконов увеличился здесь более чем на 10 миллионов по сравнению с предыдущим годом и составил 67 с половиной миллионов. Завод изготовлял флаконы восьми наименований, находившие спрос в парфюмерной промышленности страны. В этот период была создана в эксплуатацию вторая высокопроизводительная машинолиния, в составном цехе вошел в строй новый смеситель, позволивший ускорить и улучшить процесс приготовления шихты, облегчить труд рабочих. Был также механизирован труд отставителей флаконов.

Ультратонкое волокно

Особый вехой в истории стекольного завода стал 1963 год. Предприятие первым в стране  начало выпускать совершенно новый вид продукции – ультратонкое стекловолокно.

При помощи стекловолокна удается достигнуть почти полной звуконепроницаемости внутренних перегородок в жилых зданиях и даже в кабинах самолетов. Высокие теплоизоляционные качества стекловолокна позволили использовать его в особо ответственных случаях, как, например, в судостроении.

Для изготовления этой уникальной продукции на Дороховском стекольном заводе был построен специальный цех, оснащенный самым современным оборудованием. Первое время цех работал на привозном сырье. С пуском печи по выработки стеклошариков, из которых изготавливаются ультратонкое стекловолокно, значительно снизилось себестоимость его производства. Ежегодно цех вырабатывал около 200 тонн этой ценной продукции, находившей широкое применение в различных отраслях народного хозяйства страны.

Последние годы работы завода

    На стекольном заводе родилось много технических новинок. Так, впервые в отечественной и мировой практике, был освоен выпуск парфюмерной стеклотары на вакуумно – выдувательных автоматах – ВВ – 7.

     Для перестройки технологического процесса стеклозаводцы использовали оснащенный современными, высокопроизводительными машинами машинно – ванный цех выпускал стеклоизделия многими десятками миллионов.

     В 70-80 года Дороховский стекольный завод приобрел не только всесоюзную, но и международную известность. У него установились тесные дружеские отношения не только с коллективами родственных предприятий страны, но и со стекольными заводами ряда зарубежных государств. Если в первые годы существования завода даже самые простые изделия приходилось выпускать с помощью иностранных специалистов, в частности американских, то в годы Советской власти дороховчане сами стали передавать свой богатый производственный опыт зарубежным коллегам.   

Мастера из подмосковного Дорохова передавали секреты своего мастерства работникам стекольного предприятия из города Вайсвассера Германской Демократической Республики. Существенную помощь оказали дороховчане и работникам стекольной промышленности Ирака. На заводе было испытанно несколько технологических линий, предназначенных для выпуска стекло изделий в условиях жаркого климата. Сейчас эти машинолинии успешно работают в Ираке.

     Но особенно много пришлось поработать специалистам из Дорохова по налаживанию производства на Налайхском стекольном заводе в Монголии. Туда была поставлена из СССР машинолиния по изготовлению стеклоизделия.

Более 20 лет Дороховским стекольным заводом руководил Петр Васильевич Зворыкин. При нем на предприятии было внедрено в производство много новшеств, завод вышел на всесоюзную арену.

Всю свою трудовую деятельность посвятил развитию производства и внедрению технического прогресса Юрий Николаевич Касаткин, работающий главным инженером и директором стекольного завода.     

 Военные годы                  

Последующие годы, несмотря на большие трудности, были отмечены дальнейшим ростом и совершенствованием производства. На заводе стали в широком масштабе использовать местные сырьевые ресурсы. Для производства бутылок шел песок из местных карьеров. Дрова и торф также заготавливали неподалеку своими силами.

     Основной продукцией в то время была бутылка. Кроме того, на заводе для нужд населения вырабатывались ламповые стекла, стаканы, банки, графины и другие предметы ширпотреба из стекла. В 1945 году была установлена первая автоматическая машинолиния «Линч», на которой стали вырабатывать продукцию механизированным способом. Уже в следующем году на ней было выработано свыше четырех миллионов бутылок. Тогда же Министерство пищевой промышленности СССР приняло решение о доведении мощности завода до двенадцати миллионов бутылок в год.

Широкую известность в послевоенные годы приобрел Дороховский опытно - механический завод. Вначале это была центральная ремонтно- механическая мастерская Главмособлстроя. Основным направлением ее деятельности был ремонт автомобильных двигателей и различного электротехнического оборудования. В 1964 году мастерская была преобразована в электромеханический завод. Появились новые современные производственные корпуса, обновилась техника.

      С 1970 года предприятие стало именоваться Дороховским опытно – механическим заводом. Он специализировался на изготовлении воздухонагревателей, электролебедок, автогудронаторов, нестандартного оборудования для домостроительных комбинатов страны. Одновременно здесь проводился капитальный ремонт компрессоров, электродвигателей, сварочных трансформаторов, генераторов, преобразователей, других изделий и механизмов. Завод поставлял свою технику на строительство Байкало - Амурской железной магистрали. 

      Но, пожалуй, особую известность он приобрел после того, как начал выпускать алюминиевые конструкции. Это потребовало коренной реконструкции завода, оборудование специального цеха, внедрение новой техники. В те годы опытно – механический завод был самым крупным в области предприятием по изготовлению алюминиевых конструкций. Ежегодно их выпускалось по 600 тонн. Алюминиевые витражи с маркой поселка Дорохово сейчас можно встретить в Москве, на самых престижных объектах, в других городах страны.

Вначале оно располагалось в городе Рузе под названием «Машиннодорожная станция №2». Затем «Устой» перебазировался в Дорохово. Основной вид деятельности предприятия – строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация автодорожных мостов и путепроводов.

      Не всякий автолюбитель знает, что все мосты в западной части Московской, а также Смоленской и Калужской областях возведены руками коллектива этого предприятия. Только за последние десять лет построено и реконструировано около 100 мостов. Среди них такие крупные, как мост через реку Рузу в поселке Горбово, мост через Озернинское водохранилище протяженностью более 300 метров, мосты в Можайском, Волоколамском, Истринском, Наро-Фоминском и других районах Подмосковья.

      Под опекой службы эксплуатации почти 400 мостов протяженностью около двадцати километров на автодорогах Московской и Калужской областей.

      Двенадцать мобильных бригад, оснащенных современным инструментом и средствами малой механизации, круглый год выполняют большой объем работ по ремонту, установке дорожных и перильных ограждений, а также по защите железобетонных поверхностей.

      На полигоне «Устоя» выпускают более 50 наименований железобетонных изделий. Предприятие не только обеспечивает мостовыми конструкциями собстве6нные потребности, но и поставляет их другим предприятиям и организациям. Налажен так же выпуск железобетонных изделий для нужд населения. Это тротуарная плитка, фундаментные блоки, кольца для колодцев, панели забора.

База хлебопродуктов

Дальнейшее развитие получила Дороховская реализационная база хлебопродуктов. Вместе с Можайской это была крупнейшая база Московской области. Были построены на осушенной местности рядом с железнодорожной станцией современные складские помещения, мельница. Особенно оживленно здесь было в летнее время, в период массовой заготовки хлеба.

 Старожилы поселка помнят, как к воротам реализационной базы выстраивались километровые очереди автомашин, везших сюда зерно нового урожая.

Вторая жизнь началась у Дороховской нефтебазы. В несколько раз была расширена ее территория, появились новые емкости для хранения горючего, были внедрены средства механизации и автоматизации производства.

Уже в 1946 году емкости нефтебазы составляли около 400 кубических метров, протяженность трубопроводов - почти 800 метров. В 70 –е годы была проведена коренная реконструкция предприятия, введены в строй два новых резервуара, построены три автозаправочные станции. В 1985 году был установлен подогрев масла. В условиях рыночной экономики коллектив нефтебазы прилагает большие усилия, чтобы не только сохранить достигнутое, но и расширить производство, улучшить обслуживание потребителей. В этом немалая заслуга директора предприятия Владимира Михайловича Ульянникова.

Старейшей организацией в поселке и районе является дорожное ремонтно-строительное управление /ДРСУ-20/. Оно было создано после освобождения Дорохова от немецко-фашистских оккупантов. Вместе с войнами-дорожниками коллектив управления восстанавливал автомагистраль Москва-Минск, Можайское шоссе, другие дороги, сплошь изрытые воронками от бомб, снарядов, мин. С годами менялись названия организации, но неизменным оставалось одно - верность своей профессии, беззаветное служение Родине, народу.

Сейчас коллектив ДРСУ-20 занимается содержанием, обслуживанием и ремонтом дорог на западе Подмосковья. Под его опекой три дороги федерального значения протяженностью 87 километров. Это автомагистраль Москва-Минск, Минско-Волоколамское шоссе, Минско-Брестская дорога. Кроме того ДРСУ-20 обслуживает более 100 километров территориальных дорог.

Дорожники ведут профилактические работы, ямочный ремонт, убирают мусор с полосы отвода, занимаются планировкой обочин, содержанием земляного полотна. Они устанавливают и содержат в образцовом порядке остановочные павильоны, а их сейчас более 50. Установили и поддерживают в надлежащем состоянии около 1300 дорожных знаков. До недавнего времени обслуживали семь мостов.

Медаль «За оборону Москвы» учреждена 1 мая 1944 года – для награждения участников обороны Москвы, как военнослужащих, так и лиц из числа гражданского населения. Более 1 миллиона защитников города были награждены этой медалью.

3626 тысяч воинов были награждены орденами и медалями, а 110 человек удостоены звания Героя Советского союза.

К 20-летию победы Советского народа в Великой отечественной войне, в мае 1965 года, Москве было присвоено почетное  звание «Город-герой»

Лозоплетение

Рузский уезд был преимущественно сельскохозяйственным, однако крепостные крестьяне, поставленные на оброк при невысоком плодородии почв, были вынуждены заниматься отхожими промыслами, кустарным  ремеслом, важнейшим из которого было плетение из прутьев, так называемое «корзинное дело».

 Его развитию способствовала  доступность и разнообразие материала, так как на территории Рузского района произрастает более 10 видов ивы, которые отличаются друг от друга цветом коры и цветом древесины.

К концу XIX века единоличное  «корзиное дело» достигло своего расцвета. Мастера –плетельщики изготавливали коробочки, коробочки –лоточки, блюда –хлебницы, различные шкатулки, дорожные корзины –сундуки.

В становлении и развитии Дороховской мебельной фабрики немалая заслуга ее директоров – Алексея Савельевича Борисовца, Лидии Андреевны Аристовой, Владислава Александровича Тихонова.

Берестоплетение

Дорохово издавна славится изделиями из бересты - это туеса для ягод, для пива, для молока. Теса - хлебницы ( в берестяной хлебнице батоны не черствеюти с неделю не плесневеют). Туес  - пирожечники (снятые с пылу пироги в туесе остаются горячими часа два), Крупники (в крупе, которая хранится в таких туесах не заводятся жучки). Чайные сервизы, вазы, светильники, расписанные методом тестнения с изображением церквей, памятников старины, картин сельских видов. Мастера придерживаются старинной технологии, не клея, все изделия делаются из бересты в ручную. Исключение составляют крышки - их делают из еловой древисины, которая не подвергается порче в изделиях.

 

Страницы истории

 

 

        Директора школы

 

      Учителя и учащиеся школы, павшие смертью храбрых в Великой Отечественной Войне

Учителя:

Башмаченков Иван Петрович

Шабан Сергей Митрофанович

Учащиеся:

Аксенов Зиновий

Бычков Сергей

Бобров Игорь

Бычковский Евгений

Вагинов Сергей

Вагинов Николай

Вунцевич Георгий

Герасименко Михаил

Гадалов Олег

Жаров Анатолий

Захаров Василий

Иванов Семен

Лукинов Николай

Муханов Павел

Муханов Илья

Орлов Николай

Прорвич Лавр

Соловьев Григорий

Сильницкий Алексей

Щербаков Николай

Кузнецов Тихон

Жарков Анатолий

 

Директор Михайлова Елена Валерьевна Написать письмо