Директор Михайлова Елена Валерьевна Написать письмо
Опрос
Удовлетворяет ли Вас спектр дополнительных образовательных услуг в школе?
Опрос
Довольны ли Вы качеством образовательных услуг в школе?
Главная»Деятельность»Страничка школьного психолога

Страничка школьного психолога

 
План работы на 2018-2019 уч.г

План работы

педагога - психолога Целиковой М.Я. на  2018-2019 учебный  год 

Цели работы педагога- психолога в рамках общеобразовательного учреждения исходит из основной стратегической цели общеобразовательной цели общеобразовательного учреждения и выполняемых задач:

Цель: создание условий для полноценного развития личности учащихся; сохранение психологического здоровья учащихся; развитие эмоционально- волевой, коммуникативной, познавательной сфер личности ребенка.

 

Задачи:

 

  1. Осуществлять психологическую деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией школы и родителями учащихся.
  2. Содействовать ученикам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
  3. Формирование психологической культуры обучающихся, родителей, педагогических работников.
  4. Проведение консультативно- просветительской, тренинговой работы с учителями по развитию профессиональных навыков и умений.
  5. Усовершенствование коррекционно- развивающее направление работы.
  6. Проведение профилактической, консультативной работы с родителями учащихся по вопросам обучения и воспитания.
  7. Организовать психолого- педагогическое сопровождение первоклассников, пятиклассников с учетом введения ФГОС в начальной и средней школе.
  8. Составить и реализовать программу работы с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ по профилактике эмоционального выгорания.
  9. Продолжить работу по выявлению индивидуальных особенностей развития, потенциальных возможностей учащихся, по сохранению психологического здоровья учащихся, содействовать личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся.

 

Основные направления работы:

 

  1. Психодиагностика. Цель: изучение индивидуальных особенностей участников образвательного процесса, динамику их развития.
  2. Психопрофилактика. Цель: предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, возникновения явлений дезадаптации обучающихся.
  3. Психокоррекция. Цель: коррекция и развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных и межличностных отношений.
  4. Консультирование. Цель: помощь участникам образовательного процесса в решении возникающих проблем.
  5. Психологическое просвещение. Цель: создание условий для получения необходимых психолого- педагогических знаний и навыков, формирования психологической культуры участников образовательного процесса.
  6. Организационно- методическое. Цель: пополнение банка психологических методик и программ, анализ результатов диагностики, повышение уровня профессиональной подготовки.
  7. Экспертная деятельность. Цель:  определение и коррекция психологического сопровождения учащего

I Диагностическая деятельность

 №

            Содержание работы

Сроки

выполне-ния

Участники

 

Примечания

вид отчетности

1

 

 

Групповое (индивидуальное) психологическое обследование адаптации первоклассников:

-«Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения», авторы методики:  кандидат психологических наук, Н. Я.Семаго, кандидат психологических наук  М.М.Семаго.

-Тест «Проективный рисунок человека» К. Маховер.

-методика исследования мотивации учения у первоклассников М.Р Гинзбург

-диагностика школьной тревожности рисунок «Я иду в школу» Захарова Е.И.

октябрь,

март

 

1 «А»,

1 «Б»,

1 «В»

Психологическое заключение

 

2

Исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций и тврческого мышления.

-Методика исследования словесно- логического мышления  Э.Ф.Замбицявичене.

Апрель-май

2 «А»,

 2 «Б», 2 «В»

Психологическое заключение

 

3

 

 

 

 

Групповое (индивидуальное) обследование психологической готовности учеников 4- ых классов к обучению в средней школе:

-диагностика когнитивной сферы: тесты А.З. Зака

-диагностика мотивации учения: диагностическое сочинение «Я- будущий пятиклассник» Е.И.Афанасьева и Н.Л. Васильева

Март, май

4 «А», 4 «Б», 4 «В»

Психологическое заключение

 

4

 

Групповое (индивидуальное) обследование адаптации пятиклассников

на новом этапе обучения:

-тест тревожности Т. Филлипса;

-методика изучения учебной мотивации Лускановой

октябрь,

март

 

 

5 «А», 5 «Б»

Психологическое заключение

 

5

 

Групповое (индивидуальное) обследование уровня агрессивности:

- Методика экспресс- диагностики склонности к аффективному поведению. В.В. Бойко.

Ноябрь-февраль

6 «А»,

6 «Б»,

7 «А», 7 «Б»

Психологическое заключение

6

 

Индивидуальное углубленное обследование детей социальной категории группы риска (по запросу администрации, родителей, др. специалистов)

В течение года

 

1-11 классы

Запись в индивидуальной карте

7

 

Индивидуальное углубленное обследование детей, имеющих выраженные проблемы в обучении, поведении, эмоциональные проблемы (по запросу администрации, родителей, др. специалистов).

В течение года

 

1-11 классы

Запись в индивидуальной карте

8

 

 

Групповая (индивидуальная) диагностика проф. Направленности обучающихся:

-опросник «Определение профессиональных склонностей» Г. Резапкиной;

Декабрь- май

8  классы (9,10,11 классы по запросу)

Психологическое заключение

 

9

Определение уровня психологической готовности выпускников ОУ к  ОГЭ и   ЕГЭ:

-определение психологической готовности к ЕГЭ М.Ю. Чибисовой.

январь, май

9 «А», 9«Б», 9 «В», 11 «А»

Психологическое заключение

 

10

Диагностика одаренности детей:

- Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А)

- Тест креативности Вильямса: тест дивергентного (творческого)мышления

Январь-февраль

6-е, 9-е, классы

Психологическое заключение

 

11

Мониторинги, проводимые системой образования

В течение года

По запросу

Психологическое заключение

12

Индивидуальная диагностика обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

В течение года

По запросу

Психологическое заключение

                          II  Консультативная  деятельность

 №

            Планируемые  мероприятия

Сроки

выполнения

Участники

Примечания

 1

 

Групповое/ индивидуальное консультирование обучающихся, педагогов, родителей по результатам диагностик.

В течение года

Ученики, родители, педагоги

Запись в учётно-отчётном документе

2

Групповое/ индивидуальное консультирование обучающихся, педагогов, родителей по запросу администрации, родителей, учителей, детей.

В течение года

Ученики, родители, педагоги

Запись в учётно-отчётном документе

3

Групповое/ индивидуальное консультирование обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, их родителей и учителей.

В течение года

Ученики, родители, педагоги

Запись в учётно-отчётном документе

III  Коррекционная  и  развивающая  деятельность

 №

            Рабочие программы

Сроки

выполнения

Участники

Примечания

  1

 

 

Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. Н.В. ПилипкоТ.В. ГромоваМ.Ю. Чибисова. – Москва : УЦ "Перспектива", 2002. 

Октябрь-апрель

1«А»,1«Б», 1«В»

Запись в журнале группы или в индивидуальной карте коррекионно- развивающих занятий

2

Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе.  Под ред.С. В. Кривцовой. — М.: Генезис, 2002

Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе.  Под ред.С. В. Кривцовой. — М.: Генезис, 2004

Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе.  Под ред.С. В. Кривцовой. — М.: Генезис, 2004

Сентябрь- май

2-4 классы

3

 

Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. Коблик Е. Г.– М.: Генезис, 2003.

Октябрь- март

5 «А», 5«Б»

 

4

Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. Трубицына Л.В.- М., 1993

Ноябрь- май

6-7 классы

Запись в журнале группы или в индивидуальной карте коррекионно- развивающих занятий

5

 

 

Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Резапкина Г.В.- М. “Генезис” -2006.

Декабрь- май

 

8-е  классы

 

6

 

Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагога­ми, родителями. Чибисова М.Ю.-М.: Генезис, 2009

Ноябрь- апрель

9 «А», 9 «Б», 9 «В», 11 «А»

7

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

В течении года по индивидуально составленным программам

Дети, находящиеся на индивидуальном обучении

IV  Психологическая профилактика и просвещение

 №

            Содержание работы

Сроки

выполнения

Участники

Примечания

  1

 

 

 

Профилактика вредных привычек. Просвещение учащихся в рамках специальных занятий, посвященных здоровому образу жизни.

Ноябрь- май

6-8 классы, дети на индивидуальном обучении

 

Конспект выступления

2

Лекции на тему: «Психологическая подготовка к экзаменам ОГЭ/ЕГЭ»

Ноябрь-апрель

9 «А», 9 «Б», 9 «В»,11 «А»

Конспект выступления

3

Консультация по результатам диагностики на тему «Профориентация»

Декабрь-май

8 классы (9,11 по запросу)

Конспект выступления

4

Выступление на педсовете по теме «Адаптация к школе учеников 5-х классов»

По плану ОУ

педагоги

Конспект выступления

5

«Психолого- педагогическое сопровождение учащихся девятых и одиннадцатого классов в рамках психологической подготовки к экзаменам ОГЭ и ГИА в средней

общеобразовательной школе»

По плану ОУ

педагоги

Конспект выступления

6

Родительское собрание на тему: «Адаптация к школе учеников 1-х»

Сентябрь - октябрь

Родители

Конспект выступления

7

Родительские собрания по темам:

«Профилактика суицида и интернет зависимого поведения», «Подростковый возраст и его сложности», «Возрастные особенности младших школьников»

В течение года

Родители

Конспект выступления

8

Родительские собрания по другим темам

В течение года по запросу

 

Конспект выступления

V  Экспертная  работа

 №

            Планируемые  мероприятия

Сроки

выполнения

Примечания

  1

 

 

Плановые советы профилактики в школе по работе с детьми, имеющими выраженные проблемы в обучении, поведении или самочувствии.

По плану ОУ

 

Запись в учётно- отчетном документе

2

Внеплановые советы профилактики в школе

по работе с детьми, имеющими выраженные проблемы в обучении, поведении или самочувствии.

 

В течение года

Запись в учётно- отчетном документе

 

VI  Организационно – методическая  деятельность

 №

            Содержание работы

Сроки

выполнения

Участники

 

Примечания

1

 

Разработка и подбор развивающих и коррекционных программ

 

В течение года

Педагог- психолог

 

2

Анализ, обработка результатов обследования

В течение года

Педагог-психолог

 

3

Пополнение картотеки диагностическими материалами

В течение года

Педагог- психолог

 

4

Ведение документации

В течение года

Педагог- психолог

 

5

Участие в МО классных руководителей, учителей предметников.

В течение года

Педагог- психолог

 

6

Участие в семинарах и МО педагогов- психологов

В течение года

Педагог- психолог

 

7

Участие по запросу администрации в решении возникающих задач

В течение года

Педагог- психолог

 

8

Анализ практической литературы

В течение года

Педагог- психолог

 

9

Подготовка к диагностике, к групповым и индивидуальным занятиям

В течение года

Педагог- психолог

 

10

Подготовка к родительским собраниям, выступлениям перед детскими аудиториями

В течение года

Педагог- психолог

 

11

Подготовка к семинарам, лекциям для педагогов

В течение года

Педагог- психолог

 

12

Аналитический отчет

В конце года

Педагог- психолог

 

                         

Педагог- психолог       М.Я. Целикова

 

Домашние задания (в помощь родителям)

 

 
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
ПОМОЩЬ И КОНТРОЛЬ
 
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ
 
ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ И КОНТРОЛЯ.
 
ГРУППЫ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛОЖНОСТЕЙ С ДОМАШНИМИ ЗАДАНИЯМИ:
 
Основные направления деятельности психолога в школе


 

 
Как самооценка ребенка влияет на его отношения с одноклассниками

Такая проблема, как конфликты у ребенка с одноклассниками, распространена практически во всех школах.

В каждом классе можно наблюдать картину того, что некоторые дети или группы детей не принимаются большинством в классе. Особенно часто это заметно в совместных классах  (например, всю начальную школу дети проучились в одном классе, а в старшей школе разделили по разным классам). Детям в таких случаях приходится заново узнавать друг друга, показывать себя, бороться за лидерство.  Родители отвергнутых детей обращаются к классным руководителям и школьным психологам с просьбой о том, чтобы в классе был наведен порядок, и виноватыми считают тех детей, которые отвергают, обижают их детей. Иногда ребенка родители переводят в другой класс или даже школу, но при этом ситуация не меняется и на новом месте  ребенок все также остается отвергнутым.

Конечно, работа классных руководителей и школьных психологов в этих классах должна проводиться больше чем в других, и она проводится. Но на ситуацию надо смотреть  иначе.

Опытные психологи, да и учителя уже знают, что отвергнутые дети имеют особенность: часто такие дети изначально уже с низкой самооценкой и выбирают себе позицию жертвы, пытаются приспособиться к ситуации, а не повлиять на нее. Зачастую эти дети не могут дать сами себе оценку:  «Какой я?», «На сколько я хорош собой?»,  «Доволен ли я собой?». Дети сравнивают себя  со своими одноклассниками по внешности, успехам в учебе, популярности, забывая или даже не зная, что сравнивать себя надо со своими собственными успехами.

Ко мне обращаются дети, которые переживают и просто мучаются от слов одноклассников о том, что они в чем-то хуже других (хотя в большинстве случаев оценка их одноклассников совсем не обоснована, а даже придумана). Часто дети могут обидеть других детей не нарочно, но когда дети видят, что ребенок очень чувствителен и чрезмерно реагирует на сказанную ими шутку (пусть и обидную), они будут это использовать против ребенка. Так происходит и во взрослом мире: если люди видят, что человека можно задеть, обидеть пустяком, то они этим пользуются.

Зачатки самооценки или даже отсутствия оценки формируются в семье. Именно семья образом общества, социума. То представление о себе, которое получает ребенок в семье, остается у него на всю жизнь. И с этим представлением себя он идет во внешний мир – к обществу, к своим одноклассникам, учителям, друзьям.

Если в семье внушили ребенку, что он хуже всех в любом случае, делают акцент на его недостатках, а не достоинствах, то так он будет ощущать себя не только в семье, но и в своем классе, в своей школе, среди взрослых и ровесников и в своей будущей семье.

В семье также могут создать условия для формирования завышенной самооценки, нереалистичного представления о себе. Этим детям тоже очень трудно адаптироваться в школе. Так как они не привыкли чувствовать себя наравне со своими одноклассниками, и за это их отвергают одноклассники или же сами эти дети отвергают своих одноклассников и находятся в классе в  «гордом одиночестве».

В семье могут и не заложить самооценку. Это происходит в семьях, где детям либо не уделяют внимания и не воспитывают их (их воспитывает улица), либо в семьях, где детям уделяют мало внимания и не оценивают их личность и поведение. Детям приходится искать оценку себя вне семьи: в школе, в классе. Как учитель оценил ученика, так и ученик себя оценил. Как одноклассники оценили его, так и он отнесётся к себе. Ребенка сегодня хорошо оценили, завтра плохо, и ребенок находится в постоянных колебаниях: «Какой я?». Ему не хватает внутренней стабильности, чтобы не поддаваться влиянию окружающих, которые не всегда, а порой никогда не  бывают объективным.

Стабильность может и должна давать семья.  Эта стабильность в ощущении себя ребенком, в своей оценке формируется в воспитательном процессе в семье.

Конечно, воспитание в каждой семье индивидуально, каждая семья особенна и имеет свои сильные и слабые стороны. В современном темпе городской семьеи большее внимания уделяется финансовой составляющей, карьере. Женщина берет на себя мужские роли в обеспечении  семьи средствами (и в полных, и в неполных семьях). В таких условиях, конечно, меньше внимания уделяется ребенку. Но отношение к себе ребенок всегда чувствует. Он понимает свою роль в семье, отношение родителей к нему, даже когда они мало общаются. Ребенок знает и понимает ценности именно его семьи, если они есть. Именно в родной семье он понимает, что хорошо, а что плохо в мире. Но если семья не закладывает собственные и общие ценности, не определяет рамок поведения, норм, понятий, то у ребенка не складывается стабильность его личности и, следовательно, стабильность в своей самооценке. Из-за отсутствия этой стабильности он не знает, как позиционировать себя в классе, в школе, с ровесниками и со взрослыми.

Резюме статьи

Наличие общения в семье, ценностей семьи, оценка семьей ребенка, обучение ребенка самому анализировать свои поступки на основе воспитания семьи дает возможность сформировать здоровую психологически и социально личность ребенка, которая сможет не просто адаптироваться в обществе, но и привнести себя, свои идеи, взгляды, индивидуальность, умение общаться в это общество. Ребенок, который уверенно чувствует себя в семье, знает себя, оценивает себя адекватно по своим поступкам, может качественно взаимодействовать в классе и в школе с одноклассниками, ровесниками, друзьями, учителями и другими взрослыми.

Автор статьи:

Целикова  Мария Яковлевна, педагог-психолог МБОУ «Дороховская СОШ»

 

 

Моббинг. Как учителю противостоять травле школьников

 

 

Кризис 7 лет у ребенка.Что это такое и каковы причины? Четырнадцать советов родителям

 

Памятка родителям по профилактике суицида Суицид- намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.
31.01.2017
Директор Михайлова Елена Валерьевна Написать письмо